Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Подписка на рассылку

Краткий очерк из истории Иверского храма на его 170 летие.

26.10.2016

Храм Иверской иконы Божией Матери г. Алатыря

26 октября Православная церковь отмечает праздник Иверской иконы Божией Матери, вспоминая события перенесения списка с этого чудотворного образа в Москву в середине XVII века. Однако в этом году в этот день в нашем городе празднуется ещё одно событие, а именно 170-летие постройки Иверской церкви, кафедрального храма Алатырской епархии. Наверное, все наши читатели знают этот благолепный храм, находящийся рядом с «Красной» больницей, но не многие знакомы с его удивительной и своеобразной историей. Сегодня, к его юбилею, мы хотим познакомить вас с её основными вехами.

Домовая церковь

Алатырского хозяйственного училища для дочерей крестьян

История Иверского храма начинается с организации в г. Алатыре хозяйственного училища для дочерей крестьян. Всего таких училищ в России было четыре. Цель их создания состояла в духовно-нравственном воспитании дочерей удельных крестьян с научением их всем необходимым навыкам ведения хозяйства, для того, чтобы выйдя замуж, они имели влияние и распространяли полученные знания среди других крестьянских семей, тем самым повышая культурный и хозяйственный уровень удельных деревень губернии.

По программе училища в течение 4-летнего курса его воспитанницы должны были обучаться Закону Божию, чтению и счету, для чего в штат училища назначался священник. Особое внимание предполагалось уделять развитию сведений по сельскому хозяйству и домоводству и их практическому применению. В течение всего срока обучения воспитанницы училища не могли из него отлучаться, а  свидания с родителями допускались лишь по праздникам.

Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян на 20 учащихся было открыто 1 мая 1845 года и первоначально располагалось в съемных помещениях. Через год для него выделили участок земли на самом краю города в кварталах между улицами Стрелецкой, Симбирской и Казачьей. В течение 1846 года на этом участке был выстроен целый комплекс деревянных зданий, в которых разместились спальни воспитанниц, столовая и квартиры служащих. В главном же каменном здании разместилась домовая церковь, рабочая и классная комнаты.

Всеми организационными и строительными работами руководил управляющий Алатырской удельной конторой коллежский советник Александр Петрович Бороздин.

Окончательно все работы были завершены только в 1848 году, но уже 27 июля (9 августа) 1847 года состоялось торжественное освящение храма, которое совершил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий (Озеров). Престол освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Настоятелем был назначен алатырский священник Иаков Лебедев, который уже год работал в училище на должности законоучителя.

Церковь Иверской иконы Божией Матери не имела особого прихода, она считалась домовой церковью училища. Ни крещения, ни отпевания в ней не совершались, и только со временем было дозволено проводить в ней венчание браков девиц, заканчивающих свое обучение. Богослужения же в храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться регулярно. Причем воспитанницы училища сами читали и пели на клиросе.

Вначале училище работало довольно успешно и вскоре число воспитанниц увеличили до 36. Однако с течением времени оно отклонилось от первоначальной программы и стало представлять собой скорее школу рукоделия. Было замечено, что большую пользу для религиозно-нравственного развития народа приносит обучение крестьянских девочек грамоте и молитвам в сельских школах у местных священников, начавшееся в Алатырском уезде с 1857 года. Поэтому с 1 января 1863 года Алатырское хозяйственное женское училище было решено закрыть.

Всё время работы училища отец Иаков Лебедев усердно исполнял свое служение.

Как проходила богослужебная жизнь в храме после закрытия училища – нам не известно. В связи с тем, что храм был домовым, можно предположить, что, скорее всего, служба в нем совершаться перестала. Здания же упраздненного училища позднее были сданы под постой квартирующего в городе Алатыре 8-го пехотного Эстляндского полка.

Иверская церковь при земской больнице

С постройкой в начале 80-х годов XIX века нового здания земской больницы на месте, ранее занимаемом строениями хозяйственного училища, храм Иверской иконы Божией Матери, оказавшийся рядом, был приписан к ней и стал использоваться для обслуживания больных и медицинского персонала. Его приход составляли служащие больницы и пациенты, находящиеся на стационарном лечении. Причт храма – священник и псаломщик – входил в штат больницы и получал жалование от земства. Из треб в храме совершались отпевания скончавшихся больных и редкие крещения детей (1–3 в месяц), матери которых по каким-либо причинам рожали не дома, а в больнице. Можно предположить, что службы в храме совершались регулярно по воскресным дням и праздникам, а священник служил молебны о здравии, причащал и соборовал тяжелобольных.

С 1882 по 1885 год настоятелем больничного храма Иверской иконы Божией Матери был священник Иоанн Аполлонов. 23 ноября 1885 года епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий рукоположил учителя подготовительного класса при Алатырском духовном училище Сергия Руднева во священника и на значил его настоятелем вместо отца Иоанна.

В 1897–1903 годы службу в нашем храме отец Сергий совмещал с преподавательской и административной работой как в епархиальном училищном совете, так и в правлении Алатырского духовного училища.

Долгие годы, почти тридцать лет, отец Сергий исправно нес службу в храме и больнице. В 1914 году по состоянию здоровья он вышел за штат, а на его место был назначен священник Николай Лавров, но прослужил он недолго. Последние годы перед революцией настоятелем был священник Владимир Лепоринский.

Закрытие храма

После октябрьского переворота одним из первых декретов новой власти стал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 года. Согласно декрету всё имущество сущест­вующих в России церквей и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. Эти положения явились юридическим прикрытием для конфиска­ции церковного имущества и гонения на Церковь.

Во исполнение декрета 9 февраля 1919 года община прихожан Иверской больничной церкви постановила сдать Алатырскому городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов всё церковное имущество, а 19 марта между общиной прихожан Иверской больничной церкви и вышеназванным советом был заключен договор о передаче ей в бессрочное, бесплатное пользования «народного» имущества Иверской больничной церкви.

4 ноября 1919 года её настоятелем был назначен 58-летний священник Крестовоздвиженского храма Петр Михайлович Цветницкий. Богослужение продолжалось.

В 1924 году была предпринята первая попытка закрыть Иверский храм. Повод к этому состоял в том, что церковь находилась на территории Алатырской народной больницы, как она теперь стала называться. Служащие больницы приняли решение об отказе от храма и использовании его помещения для приёма больных. В ответ на это собрание прихожан под председательством председателя церковного совета Ивана Егоровича Ларенкова выступило с решительным протестом. В своем заявлении они отмечали, что «служащие советской больницы к храму никакого отношения не имеют и состав больничных служащих непостоянный: нонче служит, а завтра – нет, а потому оне и распоряжаться храмом не имеют права. Так как храм взят нами, прихожанами, по договору…, мы же, прихожане, от храма не отказуемся и просим постановление больничных служащих считать недействительным… храм оставить за верующими прихожанами». На этот раз верующим удалось отстоять свой храм.

Последним перед его закрытием настоятелем Иверского храма стал священник Александр Доброхотов, назначенный в 1927 году.

В 1929 году политика государства по отношению к Церкви ужесточилась, и началось массовое закрытие церквей по всей стране. В сентябре ЦИК ЧАССР принял постановление закрыть церковь при Алатырской больнице как мешающую нормальной работе больницы (колокольный звон, и т. д.). Спустя два месяца Иверская церковь была закрыта, а все имущество перевезено на склады городской милиции. Здание храма было передано в пользование Алатырской народной больнице. Таким образом, храм Иверской иконы Божией Матери стал первым в списке закрытых приходских церквей г. Алатыря. Уже в январе следующего 1930 года были закрыты Вознесенская церковь бывшего женского монастыря, церкви Рождества Христова и Казанская-Пятницкая.

После закрытия храма был произведен демонтаж центрального барабана с луковичным куполом и двух колоколен. Здание превратили в клуб больницы, а после Великой Отечественной войны в нём разместили красный уголок районной больницы, рентгенотерапевтический кабинет и пункт переливания крови.

Восстановление храма и возобновление

духовной жизни Иверского прихода

Восстановление храма и организация при нём церковной общины связаны с именем его первого настоятеля – игумена Василия (Паскье).

Пьер Паскье, будущий отец Василий, родился во Франции в религиозной католической семье. В 1978 году он стал послушником в одной католической общине, а в 1980 году принял  монашество с именем Василий, в честь святителя Василия Великого, после чего его направили в Иерусалим в греко-католический (униатский) монастырь Иоанна Пустынника. В течение следующих 10 лет отец Василий ближе знакомится с Православием, которое на Святой земле было совсем рядом, но попытки сблизится с православным духовенством пресекались начальством. Он заочно учился в Париже в Свято-Сергиевском Православном институте, три года работал на подворье монастыря во Франции, вспомнив свое первое сельскохозяйственное образование, а затем вновь вернулся в Иерусалим, где был рукоположен во диаконы.

В начале 1990-х годов отец Василий нёс послушание гида монастыря, что позволило ему общаться с пребывавшими сюда православными паломниками. Среди них были Митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий (будущий Патриарх), архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), епископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв), архимандриты пюхтицкого монастыря Гурий и Ермоген, иеромонах Иероним (Шурыгин). Последний сыграл решающую роль в том, что отец Василий, решил, наконец, покончить со всеми колебаниями и навсегда покинул свой монастырь, а вместе с ним и католичество, и в скором времени оказался в России.

15 марта 1994 года в г. Москве он был присоединён к Православию. Началось его служение на новой Родине. Сначала были послушания в Псково-Печерском монастыре, затем служение диаконом вместе с отцом Иеронимом в приходе с. Никулино в Чувашии, затем, уже будучи рукоположенным в иеромонахи, настоятельство в этом сельском приходе и вновь в монастырских стенах – насельника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатыря. В 1998 году митрополит Чебоксарским и Чувашским Варнавой возвёл иеромонаха Василий в сан игумена и в конце ноября назначил его духовником Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря.

В пору его служения в мужском, а затем и женском монастыре вокруг него образовался круг его духовных чад, которые приходили к батюшке за утешением, советом, наставлением.

19 мая 2003 года по просьбе отца Василия митрополит Варнава назначил его восстанавливать заброшенный храм Иверской иконы Божией Матери на территории Алатырской районной больницы. Так начала возрождаться духовная жизнь в этом храме. Каждое воскресенье здесь, пока ещё в небольшой комнатке при входе в храм, стали служить молебен Иверскому образу. Весть о том, что в центре города восстанавливается церковь, быстро облетела окрестности. С первого же дня на молебны стали приходить по двадцать-­тридцать человек. Тут же совершались первые крещения. Каждый день в храм собирались люди, чтобы чем-то помочь. Вначале, чтобы всех накормить, еду приносили из дома в корзинах. Но когда людей стало больше, решили организовать кухню. По свидетельству отца Василия, трапеза имела большое объединяющее значение. Здесь молились, отмечали именины прихожан, и вскоре все стали как одна семья.

У отца Василия не было богатых спонсоров.  Денег на восстановление храма не хватало. Первые средства нашла прихожанка англичанка Руфь Бекхаус у своих друзей за границей. В поисках средств ходили с кружкой, небольшие суммы приносили люди, свой вклад внес и президент Чувашии Николай Федоров. Господь посылал добрых людей, которые бескорыстно трудились над восстановлением поруганной святыни.

В передней части здания шли ремонтно-восстановительные работы, готовилось освящение престола, а в задней части расположились кухня, трапезная, молитвенная комната, а с осени 2004 года открылась ещё и воскресная школа для детей.

Наконец, 16 января 2005 года храм был вновь освящен митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой. Началась полноценная церковная жизнь. Постоянных прихожан было примерно человек тридцать пять, но в праздники приходило значительно больше – только причастников было более ста человек. Заботясь о духовном образовании новых прихожан, открыли вечернюю школу для взрослых. На занятиях готовились к праздникам – знакомились с историей и духовным смыслом празднуемого события, читали паремии, переводили с церковно-славянского на русский стихиры и тропари канона, чтобы для прихожан богослужение стало более понятным.

Уже тогда отец Василий вынашивал планы по развитию своего прихода: хотел организовать при храме благотворительную столовую, видеотеку, где можно было бы смотреть фильмы духовного содержания, а также богадельню.

Господь услышал молитвы настоятеля. В 2006 году в результате реорганизации районной больницы стал освобождаться соседний с храмом корпус (интересно отметить, что это здание есть ничто иное как корпуса бывшего хозяйственного училища, которые в 80-х годах XIX века были перестроены в здание Алатырской земской больницы), в котором располагались администрация и психиатрическое отделение. По просьбе отца Василия здание передали приходу. Оно также требовало серьезного ремонта, но благодаря этому помещению можно было решить много вопросов. Вскоре сюда из здания храма перевели кухню, трапезную, воскресную школу, организовали мастерские и просфорную. Ещё в 2005 году отец Василий начал окормлять женскую исправительную колонию № 2 в г. Алатыре. Теперь же, с появлением просторного здания, возникла идея создать реабилитационный центр для бывших заключенных. Новый приходской дом получил название «Дом милосердия имени св. преподобномученицы Елизаветы»

В освободившемся помещении храма начался ремонт. Было решено объединить его с передней частью арочными проходами и сделать в нем просторный притвор, что позволило увеличить первоначальную площадь храма почти в два раза. Кроме того, под перестроенной крышей нашлось место для просторного мансардного этажа.

Жизнь прихода продолжала развиваться. В храме появлялось больше новых лиц. Прихожане активно участвовали во всём, что предлагал настоятель, а часто предлагали и свои идеи. Они помогали отцу Василию в окормлении женской колонии, возле храма развели огород, стали благоустраивать территорию, заменяя груды строительного мусора прекрасными цветниками. Летом при храме решили организовать православный лагерь для детей под названием «Ковчег». В богослужении отцу настоятелю помогал диакон отец Лев Стяжкин, а год спустя в храме появился второй священник – отец Анатолий Швецов.

В 2007 году в женской колонии игумен Василий начал строительство деревянного храма, а воскресная школа для взрослых стала работать по двухгодичной программе Рязанского государственного университета «Основы православного вероучения».

Отец Василий очень любил свой приход. Фактически это была его семья. Он даже продал свой дом и переехал жить в мансардный этаж храма. У него было ещё немало планов, но осуществить их в Иверском приходе ему не удалось, так как в ноябре 2009 года митрополит Варнава принял решение назначить его наместником Свято-Троицкого монастыря г. Чебоксары.

Новым настоятелем прихода стал иерей Олег Востриков. С 1979 по 1994 год он работал доцентом в Уральском Государственном университете, защитил кандидатскую диссертацию по филологии. С 1994 года он стал директором Свердловского областного Дома фольклора. В 2000 году он приехал в Алатырь и был рукоположен в священники. Первыми местами служения отца Олега были храм Рождества Богородицы г. Алатыря, а затем Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий монастырь. Священническое служение отец Олег сочетал с активной просветительской деятельностью. Он стал редактором духовно-просветительского вестника «Православный Алатырь».

Вместе с ним в храм пришло много новых людей. На приходе стало значительно больше семей с детьми. Всё это требовало развития существующих и внедрения новых форм внебогослужебной работы с прихожанами. У прихода появился свой сайт в Интернете. Отец Олег создал на приходе Родительскую школу, а также стал проводить занятия с новоначальными «Евангельские беседы для всех». Расширился педагогический коллектив и число учащихся детской воскресной школы, в её программе появились новые предметы. Летом при храме продолжал успешно действовать православный детский лагерь «Ковчег».

Приход начал вести активную просветительскую работу за своими пределами. В августе 2010 года отец Олег стал автором и ведущим телепередачи «Цветник духовный» на Алатырском телевидении, а в городском ЗАГСе стали еженедельно проводиться беседы с молодоженами перед регистрацией брака.

Новый импульс в миссионерском служении Иверского прихода дал полученный в 2011 году грант на проект «Дорога к храму» от благотворительного конкурса «Православная инициатива». Полученные средства позволили провести ремонт в левом крыле Дома милосердия, где появился большой читальный зал-лекторий, было приобретено оборудование для просмотра православных видеофильмов. Новая материальная база дала возможность в рамках проекта проводить беседы о духовно-нравственном воспитании школьников с родителями и воспитателями детских садов, экскурсии в храм учащихся общеобразовательных школ, встречи со студентами в молодёжном видеоклубе «Светоч».

В Иверском приходе сохранялись и развивались традиции милосердия, которые были заложены игуменом Василием. Продолжалась вестись большая работа с заключенными женской исправительной колонии в г. Алатыре: еженедельно совершалось богослужение во вновь освященном храме колонии, настоятелем которого вскоре был назначен клирик Иверского храма иерей Анатолий Швецов, стали проводиться духовные занятия с осужденными женщинами. В Доме милосердия кормили и на короткое время давали приют бездомным.

Кафедральный храм Алатырской епархии

Новым этапом в жизни прихода стало учреждение 4 октября 2012 года самостоятельной Алатырской епархии в составе Чувашской митрополии. Её управляющий, епископ Алатырский и Порецкий Феодор (Белков), выбрал Иверский храм местом своей кафедры, а на втором этаже храмового комплекса расположилась его приемная и канцелярия епархии. Богослужения в храме стали совершаться ежедневно.

В декабре 2013 года над храмом установили конструкцию нового купола с золоченой маковкой и крестом, и храм обрел свое былое благолепие.

Такова на сегодняшний день, когда храм готовится отметить свое 170-летие, история Иверского прихода. За это небольшое по историческим меркам время из простого домового храма женского хозяйственного училища он стал духовным и административным центром целой епархии.

Иерей Илия Тарасиков, клирик храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатыря.

Количество показов: 728
Автор:  Иерей Илия Тарасиков клирик храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь.
Рейтинг:  3.66

Возврат к списку


0
Guest

Hey, my dear friends, if you are hunting for a wild look Michael Kors Handbags Outlet at a reasonable price; you really should not miss this Michael Kors Handbags On Sale. It is truly a qualifying item. (tags: Michael Kors Outlet Online,Michael Kors Sale,Michael Kors Outlet) It posted by Michael Kors Outlet Store.

Имя Цитировать 0
0
Michael Kors Outlet Store

Over the years there have been many different Michael Kors Outlet Store launched with some being more successful than others. Even the Michael Kors Outlet that did not reach the dizzying heights of success as some of Michael Kors's best sellers were still very, very well made leather handbags. One such Michael Kors Outlet Store Online that became a fashion icon was the Michael Kors Wristlet Sale.
If you want to get more information,click here!

Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений